Дети развода
Автор: Максимова Римма Александровна |
Не вдаваясь в подробности, что развод может быть и с обоюдного согласия, и родители могут продолжать общаться с детьми или пытаться наладить это общение, или теряют контакт с детьми и исчезают, попытаемся рассмотреть, что происходит с детьми в этой ситуации.
Родитель, который уходит из семьи, покидает не только супруга, но и детей. И каждому ребенку приходится переживать не только развод родителей, но и собственный «развод» с родителем, покинувшем семью. Часто, вместе с переживанием потери одного из родителей у ребенка возникает боль от сознания, что я не так уж и важен и любим, раз родитель меня оставил и я не смог удержать его. Может возникнуть ярость на обоих родителей, которые говорили о своей любви к ребенку, были оплотом безопасности и стабильности, вдруг забыли об этом и разрушили семью.
Дети в разном возрасте по-разному реагируют на развод. Но, даже грудные младенцы могут испытывать стресс от развода, так как тесно связаны с матерью, и остро чувствуют ее состояние. Бывает, что внимание и силы матери уходят на выяснение конфликтов с отцом, и ребенок остается обделенным. Или, наоборот, матери не выпускают ребенка из рук, чрезмерно опекая, сливаясь с ним. Но ребенок, находясь в силу своего возраста в симбиотической связи с матерью, все равно реагирует на ее эмоциональное состояние.Дети дошкольного возраста, для которых стабильность – важнейшее условие для нормального психического развития, чувствуют потерянность, разрушение безопасного мира. Они могут стать пугливыми, подавленными, или наоборот, выражать гнев и агрессию. У них может быть нарушения сна, ухудшение внимания, могут замедляться темпы развития мышления, памяти. Могут возникнуть сильные привязанности к каким-либо игрушкам или вещам. Часто, дети в этом возрасте, начинают винить себя в расставании родителей. Могут фантазировать о том, что если бы они вели себя лучше, то родители не развелись бы, или тот родитель, который уходит из семьи, не оставил бы его. Нередко возникновение различных заболеваний, таких как астма, страхи темноты, заикание, ночной энурез и другие симптомы.
В среднем школьном возрасте дети могут чувствовать себя брошенными, чувствовать свою неполноценность, замыкаются, стараются не рассказывать друзьям или в школе о семейной ситуации, может ухудшиться успеваемость. Резкая смена настроения, чувство гнева на родителей, поставивших его в такую ситуацию, могут сменяться на переживание потери, обиды, стыда, страха, связанного с неизвестностью и исчезновением стабильности.
В подростковом возрасте дети многое понимают, имеют свою точку зрения на происходящее. Важно быть честными с ними и уважать их мнение в вопросе выбора проживания с тем или другим родителем. Подросток может показывать нежелательное поведение, тем самым заставляя родителей общаться по поводу него, прикладывает много усилий, считая, что может повлиять на развод родителей. Но когда родители разводятся, его может настигать разочарование в своих возможностях, снижается самооценка, увеличивается вероятность депрессии. Подросток злиться на родителей из-за развода, может чувствовать себя особенно одиноким и беспомощным, могут возникать соматические расстройства: головная боль, боли в животе и др.
Как правильно сообщить ребенку о разводе?
Родители боятся реакции ребенка на сообщение о разводе, боятся упреков, боятся потерять любовь ребенка. Особенно те, кто считается инициатором развода, а другая сторона не согласна на развод. Эти чувства вынуждают родителей давать короткое, невнятное объяснение ребенку, как бы показывая незначительность события, его неважность. И если ребенок слабо реагирует, не показывает истерик, родителем это воспринимается как облегчение. Но ребенку это дает сигнал отрицать то, что это важно, страшно и ужасно. Отсутствие сильной реакции ребенка совсем не говорит о том, что он меньше переживает, не испытывает боль, гнев, печаль. На самом деле, чем меньше видимая реакция ребенка, тем тяжелее могут быть последствия для ребенка. Родители не приходят на помощь, так как не видят сильных проявлений, и ребенок остается один со своими переживаниями. Важно в разговорах с ребенком утешать его, говорить о страхах, давать возможность печалиться и быть с ним рядом вновь и вновь. Выдерживать его сильные чувства, и не впадать в обвинения другого супруга, чтобы не ставить детей перед конфликтом лояльности родителям.
Часто родители в период развода сами напоминают провинившихся детей, которые бояться отвечать за то, что натворили. Поэтому они начинают скрывать информацию о разводе за рассказами, что другой родитель уехал в командировку или придумывают другие истории. Или хотят как можно быстрее завершить неприятный разговор, как будто хотят уйти от ответственности за происшедшее, обвинить супруга. Это вполне понятно, но получается смена ролей, как будто дети становятся критиками и обвинителями, а взрослые оказываются в роли прячущихся от ответственности детей. Важно признать перед детьми свою ответственность за причиненные страдания и боль, и признаться самому себе что это было наилучшее решение для того момента жизни. И если родитель в состоянии переносить собственную вину, то он постарается уменьшить переживания ребенка, помочь ему пережить развод.
Что могут сделать родители, чтобы уменьшить разрушительное действие развода для детей?
Вспоминается случай из практики, когда родители на день рождения 8-летней дочери, который был вскоре после развода, отпраздновали его все вместе, как раньше, была веселая и искренняя атмосфера, много подарков и внимания ребенку, подарили долгожданную собаку, и это был поворотный момент в отношениях. Девочка почувствовала, что ее любят, думают о ней, ей проще было принять, что папа будет жить в другом месте, но по-прежнему будет с ней общаться. Это было очень непросто для родителей, но они смогли, несмотря на обиды, устроить этот праздник для ребенка.
Время после развода особенно конфликтно, так как ребенок предъявляет завышенные требования к родителю, с которым он остался. Но и родитель, истощенный эмоционально, часто не в состоянии дать ребенку достаточное количество тепла и внимания. Важно понимать это, и стараться не заряжаться от ребенка агрессией, быть более терпеливыми, и помочь ему преодолевать свои состояния.
Часто родители маленьких детей жалуются, что после посещения второго родителя ребенок возвращается в раздраженном или возбужденном состоянии. Он может отказываться ложиться спать, капризничает, не слушается, и только через несколько часов, или даже дней, ситуация восстанавливается. Для ребенка такие свидания выглядят как «буду с папой, потеряю маму» и наоборот «увижу маму, потеряю папу». Общаясь попеременно то с одним, то с другим родителем вызывает у ребенка активизацию переживания развода, конфликт лояльности, особенно, он если слышит взаимные обвинения родителей. Некоторые мамы пытаются запретить общение с отцом под предлогом ухудшения поведения ребенка после общения. Важно продолжать общение с ребенком, тем самым давая ему возможность верить в то, что отец никуда не исчезает из его жизни, даже если он капризничает. Для маленьких детей предпочтительно заранее приезжать в дом, создавать ситуацию игры, чем-то завлекать и потом только забирать ребенка к себе или на прогулку. Желательно, чтобы родители могли договориться и сотрудничать на этом этапе. А не превращать процесс передачи ребенка в поле боя: «Смотри, он к тебе не хочет идти!»
То, что развод оказывает воздействие на психическое развитие детей, на сегодняшний день уже не подлежит сомнению. Что лучше, сохранять изжившие себя отношения ради общего ребенка, или разводится? Каждый из супругов ищет ответ на этот вопрос, и для себя решает, как поступить в случае невыносимости совместной жизни.
Но в любом случае, взрослые принимают решение о разводе и ответственность за то, как уменьшить последствия развода для ребенка лежит на них. Если родителям не удается найти общий язык, много обид и критики в адрес друг друга можно обратиться за помощью к психологу, который поможет справиться с чувствами и наладить конструктивный диалог.
Назад в раздел